Владимир Гуриев
21 January, 12:54
·
месяц назад, кстати, вышел новый английский перевод
"тысячи и одной ночи", что довольно странно, потому что современный и
хороший перевод уже есть и вышел он не так давно, в 2008 году.
но потребовалось еще раз перевести, чтобы избавить
корпус сказок от сексизма и расизма. переводить, разумеется, поручили женщине.
я даже обомлел немножко от такой новости, потому
что если из "тысячи и одной ночи" выкинуть расизм и сексизм,
останутся только описания природы, да и то не все. там красной нитью через весь
текст проходит, что бабам верить нельзя, особенно если в радиусе десяти
километров есть хоть один человек с темным цветом кожи.
собственно, даже рамочная история целиком про это.
если помните, персидской империей руководили два брата, шахрияр и кто-то там
еще. и вот эти два брата жили в разных городах, и один решил навестить другого,
но в последний момент решил вернуться на минуточку во дворец, а там его жена
сами понимаете с кем.
и он такой: и это я, говорит, еще от дома отъехать
не успел. что же будет, если я уеду надолго?
это, кстати, интересный вопрос. ну, в смысле, какие
варианты, на его взгляд, были еще хуже, что он так разволновался.
так или иначе, но жену с рабом он тут же зарубил на
месте, а сам поехал к брату, потому что дипломатический визит хрен отменишь. но
грустил все это время. и брату про свои матримониальные проблемы тоже ничего не
рассказал.
а брат пытался его развеселить, но ничего не
помогало. даже на охоту шахрияр отказался ехать, и брат в итоге поехал
охотиться один, за себя и за того парня.
и не успел брат уехать на охоту, как его жена — ну,
вы понимаете. и, что интересно, опять расизм.
в этот момент шахрияр сразу повеселел, потому что
ну всегда приятно, когда не только ты дурачок. и несколько дней ходил
радостный, но потом брат вытянул из него правду, эту жену тоже, конечно,
казнили, но теперь грусть одолела уже обоих.
и вот они пошли от тоски бродить по миру и увидели
ифрита. который в других переводах джинн. а в третьих — шайтан. оказалось, что
это одно и то же.
(империя, надо полагать, руководилась все это время
сама).
и, короче, они увидели этого дымчатого мужика,
испугались и залезли на дерево, хотя в целом были очень смелые, особенно в
расизме и сексизме.
джинн вытащил откуда-то девушку, посадил ее под
деревом, положил ей голову на колени и уснул.
это, кстати, говорит нам, что джинн был довольно
маленький, не такой, как обычно показывают в кино. голова киношного джинна на
женских коленях бы не поместилась.
и вот эта девушка заметила братьев на дереве и
говорит: так, ребят, спускайтесь прямо сейчас и скорей вонзайте в меня свои
нефритовые жезлы.
честно говоря, если сейчас на писательских курсах
кто-то что-нибудь такое напишет, к нему с опаской начнут относиться. а тут
нормально, сокровищница мировой литературы.
короче, братья поначалу отказывались, но угроза
разбудить джинна оказалась удивительно эффективна. и они действительно
спустились и вонзили.
это, кстати, свидетельствует о сильной половой
конституции. мне кажется, я бы не смог. ну, то есть, тупо страшно же. к тому
же, незнакомая женщина, которая проявляет ко мне интерес. наверняка
сумасшедшая. с такими лучше не связываться.
но это были крепкие парни, и все вышло как нельзя
лучше.
а потом эта женщина им говорит — отдавайте перстни.
меня, говорит, джинн украл практически со свадьбы, и теперь я ему мщу тем, что
при каждом удобном случае сплю со случайными людьми любой расы, а на память
беру у мужика перстень, с вас два. а вообще их у меня уже пятьсот семьдесят.
тут снова возникает вопрос.
что если — спрашиваю для друга — у человека нет перстня.
— володя, да ты мне всю бухгалтерию рушишь!
или что бы она сказала?
но, может, конечно, в те времена у всех были
перстни. или она выбирала только мужиков с перстнями. это было бы довольно
разумно, кстати. многие женщины и сейчас поступают так же (это предложение
нужно, если вам не хватило мизогинии в предыдущих абзацах; если хватило,
игнорируйте).
в общем, у них были перстни, и все закончилось
хорошо, и они опять повеселели, хотя после секса мужчина обычно грустит и
засыпает. но они повеселели, потому что поняли, что если даже ифриту, он же
джинн, он же шайтан, наставили рога, то это реально общая для всех мужиков
проблема, это не с братьями что-то не так.
и вот они решили никогда больше не жениться, потому
что женщинам доверять нельзя, но потом решили все-таки жениться, но with a
twist.
и вот шахрияр женился каждую ночь на девственнице,
а наутро ее убивал, чтобы она, значит, не совершила непоправимых поступков.
не очень понятно, на что он рассчитывал, но через
три года девственницы закончились, осталась одна шахерезада с сестрой. ну а что
было дальше, каждый знает. шахерезада начала рассказывать истории, обрывая
каждую клиффхэнгером, шахрияр так проникся, что все время откладывал казнь и
так далее.
(кстати, если кому-то интересно, первую брачную
ночь шахерезады ее младшая сестра провела под кроватью, на которой вся эта
брачная ночь происходила — не спрашивайте, почему так получилось, восток).
и это только начало, а дальше там еще жестче
местами.
в общем, к новому переводу я изначально плохо
отнесся, но, на самом деле, он довольно бережный, хотя расизма действительно
сильно меньше, а сексизма не то чтобы нет, но к каждому сексизму написано
примечание, в котором отдельно отмечается, какая этот шахрияр мразь.
черный раб, с которым согрешила жена, превратился в
поваренка. все остальные черные рабы стали просто людьми с темным цветом кожи.
где-то есть невинные, казалось бы, отличия — возможно, переводчица пользовалась
другим списком. местами убраны стихи — а герои тысячи и одной ночи регулярно
начинают разговаривать стихами — и это, пожалуй, к лучшему.
интересно, что в новом переводе у девушки ифрита не
570 перстней, а всего девяносто. но про это есть примечание!
оказывается, 570 перстней есть всего в одном
источнике, во всех остальных как раз 90, но легендарный переводчик сэр ричард
бертон выбрал 570, потому что так ему показалось смешнее! а дальше другие
переводчики уже на него, наверное, ориентировались немножко, типа, традиция.
это настолько глупо звучит, что я даже не поверил,
но сэр ричард бертон действительно так сделал и честно написал об этом в
примечании к своему переводу.
вообще говоря, его примечания, пожалуй, местами
интереснее самого текста. и уж точно превосходят его по количеству сексизма и
расизма на квадратный сантиметр.
комментируя адюльтер жены брата шахрияра с рабом,
бертон, между делом, сообщает, что это известный факт, что распутные женщины
предпочитают черных, потому что у тех больше. и он, бертон, однажды измерил
член одного мужика в сомали, и у того было шесть дюймов в спокойном состоянии.
это вообще свойственно этой расе и (внезапно) таким африканским животным, как,
например, лошади.
интересно, как это происходило. вот стоишь ты в
саванне без трусов, никого не трогаешь, и тут подходит к тебе странно одетый
мужик с рулеткой и говорит: старик, мне для науки, я буквально на пару минут
тебя отвлеку.
и потом такой: не знаешь, где я могу найти лошадь?
поскольку одним абзацем оскорбить сразу всех не
получилось, бертон также сообщает, что у арабов в среднем вообще-то меньше, чем
у европейцев, а африканцы еще и сильно дольше могут всем этим заниматься, что
очень нравится женщинам, и ни один нормальный мусульманин не поедет с бабой в
занзибар (господи, почему именно занзибар), потому что там, куда ни плюнь, для
женщины huge attractions и enormous temptations.
(может показаться, что я что-то преувеличиваю, но
нет, это почти дословный перевод примечания, и это я еще не упомянул, что сэр
ричард бертон подумывал там же зачем-то рассказать о практике удержания семени,
но к счастью ему не хватило то ли времени, то ли места на странице).
вообще хорошо, что сэр бертон не дожил до порнхаба.
сейчас бы ему нелегко пришлось.
и в результате странное, конечно, возникает
ощущение.
с одной стороны, конечно, негоже вычищать
сокровищницу мировой литературы. в смысле, как написано, так пускай и будет, из
песни слова не выкинешь.
с другой стороны, начинаешь понимать, что в эту
песню много чего успели добавить любознательные белые мужчины в панамках.
так что хрен знает. может, нужны и такие переводы
тоже.
я, кстати, никогда не обращал внимания на одну
деталь в рамочной истории, а тут вдруг заметил.
если помните, шахрияр три года подряд убивал по
девственнице каждое утро перед завтраком, но потом связался с шахерезадой и
геноцид девственниц прекратил. мы, разумеется, немного переживаем за
шахерезаду, но в целом у нас есть ощущения, что на время рассказа массовые
убийства прекратились.
но ведь у него был брат
Комментариев нет:
Отправить комментарий